У Евгении Сергеевны за плечами два высших образования, четыре специализации по стоматологии и непрерывное обучение. Сегодня мы познакомим вас с ней поближе и зададим несколько вопросов.
– Евгения Сергеевна, почему вы выбрали специализацию детского стоматолога? – Свой путь в профессии я начала с приема взрослых пациентов. Затем стала занимать руководящую должность, возглавив отделение. Это была интересная работа с разной категорией людей и сложными клиническими случаями. Порой было нелегко. Но каждая решенная проблема, счастливые улыбки пациентов и их благодарность давали мне стимул и дальше помогать людям, развиваться и идти вперед. Понимание того, что ты нужен и ценен, – это особый вид кайфа! Я люблю стоматологию в любой ее специализации, будь то хирургия, терапия или ортопедическая стоматология. Но особая любовь у меня сложилась со стоматологией детского возраста, и произошло это после рождения собственных детей. Именно тогда пришло понимание, насколько они другие – маленькие люди, маленькие пациенты, как они нуждаются во внимании и трепетном отношении, особенно в стенах поликлиники. У меня есть желание и понимание, как контактировать и работать с юными пациентами. Я испытываю огромное удовольствие от общения с ними. На мой взгляд, детская стоматология гораздо сложнее работы во взрослом отделении . Это не только мануальные навыки, применяемые со скоростью 2х, но и особый контакт, и не только с самим пациентом.
– Трудно быть детским врачом? Как вы понимаете, как вести себя с каждым пациентом? – Контакт с пациентами найти просто. Для каждого возраста применимы свои «фишки», но самое важное – нужно стать своим! Дети «нежного возраста» (до 5-6 лет) более доверчивы, и как правило больше проявляют интерес. Дети чуть постарше уже требуют к себе особого взрослого отношения, и тут уже необходимо стать товарищем. А вот уважительное отношение к врачу должен формировать родитель! Нельзя пугать доктором и наказывать походом к врачу.
– Что делать, если ребенок боится стоматолога? – Для правильного здорового формирования отношений доктор-пациент (а в детской стоматологии в эту цепочку добавляется ещё и родитель) необходимо устойчивое понимание родителя, что стоматология – это медицина. Это не салон красоты, где есть выбор идти или не идти, делать или не делать. Тут ответ однозначный – делать, если есть к тому показания. И ребёнок должен это понимать. Пока ребенок несовершеннолетний, ответственность за его здоровье несёт родитель, и его позиция на этот счёт должна быть чёткой. Когда у нашего ребёнка температура, мы не задаём ему вопрос, давать жаропонижающее или нет. В стоматологии так же. Ребёнок должен понимать, что это необходимо. А вот, что это небольно и нестрашно, уже должны доказать мы – врачи, персонал, сама атмосфера в поликлинике. Наша обязанность – стать для ребёнка своим! Как это сделать, мы знаем.
– Как вести себя родителям во время приема ребенка у стоматолога? – Поведение родителя – одна из главных тем в детской стоматологии. Не секрет, что родитель транслирует на ребёнка своё отношение и эмоциональную составляющую. Чем спокойнее и увереннее родитель, тем легче ребёнку адаптироваться. Для него вы – пока единственная защита и опора. На вас он оглядывается, когда ему страшно и непонятно. От вас он ждёт поддержки и чёткого решения. Ребенок должен чувствовать, что он в безопасности. В первую очередь доверять доктору должен родитель, потому что на приеме мы с вами в одной лодке. Неуверенные действия взрослого могут привести как минимум к проблеме, а как максимум катастрофе. Работа в команде всегда даёт хорошие результаты. Кроме вас, родители, никто не знает так хорошо вашего ребёнка, поэтому без вашей помощи мало что получится!
– Нужно ли лечить кариес молочных зубов? – Когда меня спрашивают, нужно ли лечить кариес молочных зубов, я всегда отвечаю вопросом: а зачем университеты по всему миру выпускают столько детских стоматологов? Выпускали бы хирургов – зуб разрушился, заболел, его удалили, и нет проблем! Но не так все просто! Природой нам даны зубы, и у них есть свои функции. Жевательная группа зубов нужна нам не только для размельчения и растирания пищевого комка, но ещё и для «фиксации» прикуса. Что будет если он не достоит до физиологической смены, а будет удалён по той или иной причине? Если это будет один жевательный зуб, то кроме смещения рядом стоящих зубов и дальнейших проблем с местом для постоянных зубов, ни вы ни ваш ребёнок ничего не заметите. А если это часть жевательной группы или вся жевательная группа?! То тут уже начнутся проблемы посерьёзнее . Молочные зубки у нас меняются, и смена идёт по группам и по общепринятым срокам. Смена жевательной группы зубов происходит уже ближе к 10 годам. Подумайте, если мы не будем лечить больной зуб, то за 1,5 года мы его потеряем. После этого начнёт страдать пищеварение, а чуть позже возникнут проблемы с расположением постоянных зубов. Как следствие – лечение у ортодонтов и наблюдение у гастроэнеролога! Очень важно проводить лечение вовремя. В силу анатомии и физиологии детских зубов все процессы и них проходят крайне быстро. У леченого зуба по кариесу гораздо больше шансов «прослужить» до физиологической смены, чем у зуба который был пролечен по осложнённому кариесу. Поэтому на вопрос, а нужно ли лечить молочные зубы, ответ один – однозначное да!
– Лечение полностью без боли возможно? – Лечение зубов в современной стоматологии совершенно безболезненно. На сегодняшний день используются современные обезболивающие, которые напрочь лишают нас этой жуткой составляющей. Детская стоматология совершенно не отличается от взрослой и такая же безболезненная.
– Вредят ли зубам конфеты? – Конфеты – как много удовольствия в этом слове. Я сама сладкоежка, и не могу отказать себе в этом, да и порой думаю, надо ли) Однако у меня есть некоторые табу в выборе сладостей. В моей вазочке со сладостями вы никогда не найдёте леденцов, сосательных конфет и ирисок, хотя я их очень люблю. Конфеты – это углеводы, как правило не несущие никакой пользы для организма. Но все же если рассматривать их местное действие и не углубляться дальше, то тут все понятно: после приёма любого другого углевода, будь-то например макароны, на зубах образуется мягкий зубной налёт, в котором обитают микроорганизмы, которые поглощают сахара и выделяют продукты своей жизнедеятельности (кислоту), которая и повреждает структуру эмали. Поэтому отказываясь от конфет, можно дойти и до отказа от другой углеродистой пищи, что не совсем правильно. Поэтому всё должно быть в меру. Золотая середина – любимый термин, примеряемый в медицине. Вредность сахара регламентируется по большей части педиатрией . Пищеварительная система формируется в течение первого года жизни, и до года кишечная флора ребенка просто не способна усваивать сахара, так что знакомить малыша со сладостями нужно не раньше, чем ему исполнится 1 год.
– До скольки лет родители должны помогать детям чистить зубы? – Помощь родителя в чистке зубов обязательна. У маленьких детей просто нет такого навыка, и родитель ему помогает его вырабатывать. Ребёнок учится постепенно, и с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Если ребёнок уже просит о самостоятельности, не отказывайте ему в этом, но после «дочищайте». Из практики видно, что помощь в чистке зубов нужна вплоть до 12-летнего возраста, а порой и в 14 хочется родителя попросить помочь своему ребёнку.
– Какую зубную щетку выбрать детям – обычную или электронную? – Что касается электрических зубных щёток, то отвечу на этот вопрос так: ничего не имею против, если она используется с 6-7 лет. Это наиболее оптимальный возраст (время появления первых постоянных моляров). Второй момент: ребёнок должен хорошо понимать, что эта щетка за него зубы не почистит, и ему нужно будет осуществлять аналогичные манипуляции, как и с обычной щёткой. А еще, по моему мнению, зубная щетка должна иметь хорошую мощность, а это значит, что зубные щетки на батарейках лучше оставить для игры. Толку от неё мало.
– Любите ли вы учиться? – Люблю ли я учится? Люблю. Застрять в прошлом веке, не знать нового и не быть в тренде – ситуация для меня хуже не придумаешь. Именно поэтому у меня за плечами два высших образования, четыре специализации по стоматологии и непрерывное обучение.
– Как спасаетесь от профессионального выгорания? – Пока я с ним не знакома. Если так случится, что я с ним столкнусь, то обязательно поделюсь опытом спасения.
– У вас есть хобби? – Мое хобби – это спорт. Я занимаюсь плаванием и играю в водное поло. Меня это отлично заряжает.
– Клиника Карат – какая она? – Клиника Карат – это что-то на душевном и семейном. Здесь уютно, тепло, это про заботу и профессионализм!
– Почему пациентам нужно выбирать именно Карат? – Пациенту не нужно выбирать клинику, пациенту нужно выбрать врача. Так сложилось, что в Карате концентрация профессионализма на один квадратный метр слишком высока. Но тут не только профессионально и безопасно, что немаловажно, но ещё и очень душевно.
Мы благодарим Евгению Сергеевну за интервью. Напомним, что вы всегда можете записаться к Евгении Сергеевне по телефонам: 8(3852) 49-47-47 и 8(3852) 49-45-49. Она принимает пациентов в клинике Карат по адресу: г. Барнаул, ул. Энтузиастов, 54